Теория Решения Изобретательских Задач в образовании. Интервью Генерального директора AMPERETEX в «Сегодня утром»
28.04.2021«Теория решения изобретательских задач» или «Как вырастить изобретателей?»
Мы не оставляем идею интеграции в образовательную программу учебных заведений предмет, который сможет помочь школьникам и студентам применять навыки изобретательства и получать возможность двигаться в выбранном направлении после окончания.
Постоянный вопрос: Зачем это бизнесу?
Ответ прост: Высококвалифицированные кадры! Ежедневно, сотни компаний находятся в поиске специалистов, способных не только применять полученные знания на практике, но и инициировать прогресс.
— Расскажите, с какой общественной инициативой Вы выступаете?
«Инициатива – громко сказано. Это, больше идея. И, идея не моя. Это больше опыт. Я путешествовал по миру и посмотрел, как работают ведущие университеты. Они генерируют безумное количество идей. Всё начинается с простого: детей, сначала в школах, а затем в ВУЗах, учат изобретательству, а затем, и предпринимательству. Поэтому, сегодня мы смотрим на США, на Китай, на новые Мировые центры развития, как на вершину айсберга. А под водой, конечно, есть масса методических задач, которые решаются для того, чтобы этот институт, этот университет или эта страна генерировала большее количество изобретений. Мы наблюдаем в TikTok и Инстаграм, что происходит в Китае, какие продукты они там придумывают. И я уверен, что в России может быть не хуже, что этому можно научиться. Уже больше 70 лет существуют методики, по которым можно научиться изобретать».
— Следовательно цель Вашей идеи: ввести в школах, на ряду с уроками труда, занятия по «Теории решения изобретательных задач»?
«На самом деле, не у меня! И, хорошо бы, не дополнительно к чему-то, а вместо чего-то учить этому в школе. Я считаю, что там очень много есть того, что мне, как работодателю не нужно, но, не хватает того, что востребовано сегодня».
— А что востребовано сегодня?
«Сегодня нам больше необходимы такие ментальные качества, как ответственность, целеустремлённость, креативность, нетривиальный подход к ситуациям и решениям трудностей. И, конечно, такие, как знание своего дела. Но после окончания Учебных заведений, специалисты, узкоспециализированным компетенциям, всё равно учатся на предприятии. Спросите у любого генерального директора сегодня, любой приходящий к нему человек проходит либо адаптацию, либо обучение. Там, где мы действительно смотрим на человека. И приходят к нам, и мы берём на работу, в основном по знаниям человека своей профессии, а увольняем, чаще всего, из-за ментальных несовпадений с ценностями компании».
— Как опоздание, ещё какие-то безответственные моменты?
П.В.: Да, и такие моменты тоже. А возвращаясь к нашей теме: было бы странно, если бы, к примеру, начинают делать 2000 самолётов – делают, доводят до результатов, какие-то даже выезжают на взлётную полосу, а взлетает из 2000 только 1. И, все задаются вопросом, «а что делать с теми, кто не взлетел, полуфабрикатами, которые остались в ангарах?» И, тогда, люди понимают, что должна быть какая-то система – как произвести самолёт, так, чтобы он взлетел? Как сейчас сверху кажется, всё довольно просто. Но, по факту, прошло очень много интеграций того, как появилась система производства этого самолёта, чтобы он взлетал в конце производственного цикла этой системы. Тоже самое с изобретательством: теория решения изобретательских задач Генриха Альтшуллера – это наша советская разработка, которую с 80-х годов применили и в Силиконовой долине, и Хьюлетт-Паккард сейчас работает с этими элементами.
— Получается, мы уже упустили момент?
«Так часто бывает. Мы не ценим то, что есть у нас, а восхищаемся тем, что есть где-то. И я, хотел бы обратить внимание на то, что есть эти разработки и у нас, есть и у нас эти школы, и эти методики. Но, в Калининградской области, я не встретил ни одной школы, где бы изучали основы изобретательства. Это, знаете, как кино снимать: кажется, это магия, но на самом деле там раз, два, три: чёткие технические задачи, которые ты решаешь, и собираешь сюжет фильма… И получается фильм. Безусловно, это не панацея, это не таблетка мудрости. Но это базовые вещи, начав с которых, освоив которые, можно дальше двигаться и снимать потрясающие фильмы, которые все обсуждают, и изобретать какие-то зубные щётки, расчёски для волос. Всё, что угодно. Но начать нужно с чего-то, а потом, безусловно, необходимо подхватить эту идею, и дать возможность человеку, который этим овладел, популяризировать и вывести на рынок разработанный продукт. И здесь возникает ещё более важный вопрос – это предпринимательство. У нас много изобретателей, которые сидят изобретают, пишут патенты, но остаются в столе и дальше никуда не двигаются».
— Как Вы считаете, почему патенты дальше не двигаются? Изобретатели не хотят, боятся?
«Знаете, бизнес ведь, это не гений одного человека, это командная работа. Не бывает идеальных руководителей, и, не бывает идеальных сотрудников, для того чтобы что-то получилось, необходимо создать команду, которая сильна, каждый из членов этой команды силён по-своему, и тогда этот синергетический эффект даёт возможность дать хороший старт проекту».
— Как Вы думаете, если ввести это как, обязательный предмет, все ли способны изобретать и всем ли это нужно?
«Абсолютно все. Изобретать – громкое слово. Здесь вопрос инновация. Инновация – это, наверно, это даже не изобретение. Инновация – это возможность усовершенствовать какую-либо техническую вещь или непосредственно предмет. Улучшить его может кто угодно. Мы с Вами, каждый из нас, сидит на своей точке зрения — Вы смотрите на меня одним сегментом со своей стороны, я на Вас с другой стороны. Вы не видите, что происходит у Вас за спиной, а я вижу, и, тоже самое, наоборот. Каждый из нас видит совсем другой мир и возможности улучшения этого мира каждый видит тоже по-своему. Инновации вокруг нас: в Вашем лифте сюда, почему-то нужно нажать сначала кнопку этажа, а затем кнопку «пуск», для того чтобы подняться, а где-то достаточно просто кнопки этажа. Следовательно подход к созданию, например, зубной щётки, тоже может быть разный: объединить зубную пасту и зубную щётку вместе: одна кнопка включает щётку, другая подаёт туда пасту. Одним словом, вокруг нас миллион вещей, которые можно усовершенствовать, а если мы понимаем, как это сделать, с чего начать, как закончить, как это оформить и как представить это на рынок, то тогда появляется всё больше и больше предпринимателей, и так появляется всё больше и больше добавленной стоимости».
— Как Вы думаете, почему до сих пор ещё нет в школах таких кружков, предметов? Может быть, некому преподавать? По-видимому, нужны квалифицированные кадры, которые будут обучать этому?
«Это тоже большая проблема. Здесь, наверно, должна быть системная работа, чтобы мы понимали, для чего ребёнок учится в школе, для чего он потом идёт в техникум или в университет или сразу идёт на работу – для чего? Я убеждён, что инновации возможны в образовании».
— Какой возраст предполагается, в каких классах примерно?
«У каждого возраста свои задачи. У маленького ребёнка, например, пирамидка — это тоже, не простая задача. А в 8-9 классе, вполне можно сделать модель мусороперерабатывающего завода с полным циклом производства, и сделать это из подручных предметов».
— Когда ждать первых внедрений в школу, как Вы думаете?
«Я думаю, что в этом году это однозначно можно сделать. По крайней мере, уж не в школьной программе, но в каких-то кружках, дополнительных секциях, либо в летних центрах развития, например, центр одарённых детей. Мы с ними общались, и тоже очень интересно спрашивать: Ребята, а вас изобретательству учат? Ответ «Нет». Учат робототехнике, безусловно, но во всём нужна система. Полезно будет её изучить, показать возможности для того, чтобы дальше у нас был какой-то технологический скачок, чтобы у нас был скачок в количестве предпринимателей, которые ищут возможности, которые находятся вокруг нас, и ищут потребность, которая исходит от людей и предлагают решения для этих потребностей».
— То есть, с сентября, с начала учебного года, мы можем ждать внедрение первых таких занятий?
«Я думаю, даже летом можно, по крайней мере, мы были бы рады и готовы помочь для того, чтобы в летних школах показать возможность и показать, как решать эти интересные задачи. Но, безусловно, чтобы что-то было сделано хорошо, это нужно делать системно».
— Кто в итоге может помочь, чтобы как можно быстрее внедрить ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач) в школы? К кому обратиться, чтобы мы не просто поговорили, а был результат, как это сделать?
«Есть очень классная вещь — это потребность. Когда родители или дети сами будут понимать, что им это нужно, и они будут говорить об этом своим преподавателям. Самое правильное, чтобы инициатива шла не сверху. Не так, что всех убедили, и Министерство образования, и директора школы, который сказал бы «всё, с завтрашнего дня начинаем жить по-другому». Чтобы это получилось, необходимо сформировать потребность у детей и у родителей, чтобы они осознавали какие именно навыки и компетенции помогут ребёнку комфортно существовать в этом мире и заниматься полезным направлением. Какое именно обучение ему необходимо, чтобы стать востребованным специалистом на рынке труда, или вовсе инициатором большого бизнеса».
— А пока что обратиться нам некуда?
«Начать мы можем с обращения в Министерство образования, можем обратиться в конкретную школу, можем обратиться к конкретному директору какого-либо учреждения дополнительного образования для того, чтобы подсветить эту тему».