Совсем скоро — в конце апреля в Калининграде откроется представительство бизнес-сообщества «Эквиум». Организация объединяет high-impact предпринимателей и основателей бизнеса первого поколения и на сегодняшний день насчитывает уже более 19 региональных представительств в России.
Запустить «Эквиум» в своем регионе и стать его лидером может не каждый предприниматель, а только тот, кто проживает и ведет свою деятельность на территории данного региона, а также является одним из лучших в своей сфере бизнеса. Участники бизнес-сообщества «Эквиум» заботятся не только о процветании своего бизнеса, но также и о возможности влиять на социальные преобразования и улучшение качества жизни, фокусируясь на семейных ценностях, проактивности и филантропии.
Почему предпринимателям важно объединяться в сложные времена, как опыт других компаний поможет выжить и что делать бизнесу в условиях санкционного противостояния — на эти и другие вопросы в рамках интервью для KGD.ru отвечает Павел Погребняков, руководитель регионального представительства «Эквиум», основатель и генеральный директор ООО «Ампертекс».
— Почему вы решили открывать представительство в такое неопределённое время?
— В нынешних условиях, когда рынки стремительно падают, а деньги обесцениваются, очень важно кооперироваться, общаться, делиться опытом. Сейчас предпринимателей пугает одиночество, многие испытывают растерянность из-за текущей ситуации. Важно находить людей, которые сейчас сталкиваются с такими же сложностями. В Калининграде это и логистика, и экспорт/импорт, и изменение внутреннего спроса, и перспективы туристического сезона. То есть масса локальных вопросов, в которых самому предпринимателю очень сложно сориентироваться.
Объединение людей с одинаковыми проблемами поможет найти решение. И здесь есть три важных составляющих. Первая — важно обсудить вопрос, поделиться проблемой. Возможно, эта проблема не уникальна и кто-то сейчас либо занимается решением, либо уже решил. Вторая — коллективные решения всегда более взвешенные. Каждый обладает своими знаниями, ресурсами и опытом и поэтому решение этого вопроса будет основано не на одной точке зрения, а на мнении коллектива. И третий момент — взаимопомощь, взаимовыручка. У каждого из предпринимателей есть свои ресурсы, и в такое сложное время люди чаще всего готовы делиться своими ресурсами и опытом для того, чтобы поддержать того, кто оказался в такой же ситуации. Как минимум эти три элемента способствуют объединению. Сейчас как никогда необходимо.
У нас появляется не просто локальный бизнес-клуб, мы сразу интегрируемся в большую сеть предпринимателей. В «Эквиуме» каждый день происходят обсуждения, вебинары. Люди делятся своим удачным опытом и практикой. Например, сейчас сложности с мировой логистикой, и люди находят контакты, чтобы перевести оборудование. Кому-то нужны партнёры в третьих странах, в Казахстане, например, или в ОАЭ. И люди быстро, оперативно решают эти вопросы. Это та ценность, которую в клубе можно получить.
— Как вы видите взаимодействие с уже существующим бизнес-объединениями Калининградской области?
— Наша работа абсолютно не противоречит друг другу, более того, можно быть в разных клубах параллельно. Взаимодействие будет строиться на принципах помощи, а не конкуренции. Я думаю, нам удастся выстроить со всеми бизнес-сообществами, которые существуют, хорошую коммуникацию. Мы точно так же готовы делиться своими знаниями, своими наработками. Наша задача — максимально дать возможность бизнесу общаться и находить решения в этой ситуации.
— Как стать членом бизнес-сообщества «Эквиум»?
— Нужно подать заявку на сайте. После чего с вами свяжется координатор и пригласит на очное собеседование.
— Как проходит отбор?
— Есть критерии и ценности клуба, которые мы проповедуем. Из количественных показателей это оборот не менее 30 млн рублей в год в течение трёх лет и наличие в штате не менее пяти сотрудников. Есть некоторые ограничения. Мы бы хотели, чтобы в нашем клубе были представители бизнеса, которые являются одними из лучших в своей индустрии. При этом чётко понимают, что деньги — это не единственная ценность, что они несут ответственность и являются примером. По этой причине мы не возьмём в клуб продавцов пива, алкоголя, сигарет. Мы не возьмём бизнесменов, имеющих отрицательную репутацию. Важно, чтобы бизнес был социально направленный, хорошо обращался со своими сотрудниками, чтобы ценности предпринимателя были направлены на улучшение общества.
При очном собеседовании мы выясняем, насколько ценности предпринимателя совпадают с ценностями «Эквиума». И очень важно, чтобы предприниматель был готов не только получать знания, контакты, но и делиться своими: контактами, знаниями, опытом, давать возможности членам клуба использовать свои ресурсы. Мы заинтересованы в таких, максимально открытых предпринимателях.
— Предполагает ли участие в клубе какие-то денежные вложения?
— Членские взносы, конечно, есть. От них не уйти по одной простой причине — это некоммерческий проект. Он функционирует в формате non-dividend, то есть не приносит прибыли. Все затраты идут на организационные моменты и мероприятия, которые создаются для резидентов: выездные, бизнес-мероприятия, направленные на популяризацию клуба.
Каждый член клуба может поинтересоваться, куда идут деньги, которые привлекает сообщество. Мы рассчитывали сумму членского взноса по двум компонентам. Первое — затраты в месяц. Второе — мы смотрели подобные клубы в России. Мы сравнивали со стоимостью программ обучения, которые предлагают хорошие бизнес-школы. Это те средства, которые предприниматель готов потратить на своё развитие, на развитие своего бизнеса. Сумма абсолютно подъёмная, и мы рассматриваем её как инвестицию. Это не плата за какой-то значок, за тусовку, это именно инвестиция в себя и собственный бизнес.
Среди активных членов «Эквиума» — владельцы крупного успешного бизнеса, которые готовы делиться своими наработками. Что классно — ты можешь обратиться к любому члену клуба, и он обязательно тебе ответит. Правило клуба — ни один вопрос не оставлять без ответа. Это тоже очень ценно и важно.
Кроме того, в структуре «Эквиума» есть советы директоров, которые собираются по заявке предпринимателя. Например, у него есть какой-то бизнес-проект или идея для развития. Клуб подбирает собственников бизнесов, которые уже прошли этот путь. Они разбирают предложенный кейс, помогают и дают советы.
— Предпринимателей из каких сфер больше всего в «Эквиуме»?
— Абсолютно разных — от стройки до промышленности, в сфере услуг очень много, в финтехе. Есть интересные ниши, которые вообще не представлены на калининградском рынке, что тоже интересно. Можно смотреть и пробовать интегрировать новые модели в Калининграде.
— В текущей ситуации этот обмен опытом стоит рассматривать как стратегию выживания или стратегию развития?
— Скорее всего, развития. Нельзя просто опускать руки и ничего не делать. Этим, наверное, и отличается предприниматель от обычного человека. У предпринимателей есть понимание, что кризис — это временно. Это как волна в Балтийском море — может быть большая или маленькая. Скорее всего, сейчас такая волна, с которой российская экономика ещё не сталкивалась. Она смоет очень много, но и даст новые возможности. Поэтому сейчас уже можно начинать формулировать те предложения, которые будут востребованы.
Мы сейчас находимся в центре циклона. И в какую бы сторону ты ни побежал, тебя всё равно закрутит и собьёт с ног. Поэтому сейчас нужно минимизировать необязательные затраты, максимально сконцентрироваться на том, чтобы пройти этот шторм c наименьшими потерями. Мы прекрасно понимаем, что самое главное — это люди. Сейчас надо дать возможность людям заняться интересной работой, потому что лучший способ отвлечься от негативного информационного фона — это интересная работа. Сформулировать цели и задачи для сотрудников для того, чтобы они понимали — это временно, это пройдёт, а мы работаем над будущим.
— Люди из бизнеса часто рассматривают кризис как новые возможность для развития. Но нынешний кризис не похож на те, что мы переживали раньше. Каждый день всё меняется и что-то планировать сложно.
— Сейчас мы наблюдаем кульминацию процесса, который начался достаточно давно. С 2014 года не проходило и нескольких месяцев, чтобы не вводили новые санкции. Этот «химический процесс» шёл, мы постоянно сталкивались с новыми ограничениями. Та ситуация, которая у нас сейчас произошла, — это катализатор введения санкций. К нам применят всевозможные санкции, и плохо это или хорошо — мы посмотрим. Однозначно, сейчас маски сброшены, мы понимаем, кто действительно готов объективно с нами работать, а кто нет. Мы достигнем так или иначе максимального пакета санкций. И самое важное тут — это время.
Нас невозможно сравнить ни с Ираном, ни с Кубой, ни с Афганистаном. Мировая экономика никогда с таким не сталкивалась. У нас большая территория, большое количество ресурсов и мы достаточно активная страна на политической арене.
Сегодня очень важно посмотреть, какие контрмеры будут приняты, какие условия будут созданы для развития внутри страны, будут ли учтены недоработки 2014 года. Мы сейчас на это повлиять не можем, но мы можем сейчас пытаться менять ситуацию к лучшему в том обществе, в котором находимся, сохранять психическое, физическое здоровье людей. И нацеливаться на будущее. Мы понимаем, что жизнь на этом не заканчивается.
— С одной стороны мы понимаем, что у бизнеса могут появиться возможности из-за ухода каких-то крупных игроков с рынка, с другой стороны — после поднятия ставки ЦБ стали недоступны кредиты. Что делать в такой ситуации?
— Прежде всего, нужно кооперироваться, чтобы подхватить возможность. Создавать совместные предприятия. Второй момент — здесь надо ждать решений Центробанка по возможностям кредитования для бизнеса. Да, повышение ставки — это правильная мера. Но она не должна быть долгосрочной, нельзя развиваться с такой процентной ставкой. Безусловно, нам нужны дешёвые рублёвые кредиты с хорошими условиями, с государственной поддержкой. С максимальным снижением барьеров для развития бизнеса. Потому что сейчас в бизнесе очень важно быстро делать шаги, нельзя очень долго думать, измерять, проверять. Сегодня надо очень быстро действовать, а для этого нужны финансовые ресурсы.
— Но в то же время это движение мы сможем начать только тогда, когда почувствуем глубину дна. Какие тут могут быть временные рамки?
— Есть два момента. Я думаю, в течение ближайших месяцев исчерпаются возможности для принятия санкций по отношению к России. Но санкции очень легко вводятся, и очень медленно откатываются назад. Это как разбить трёхлитровую банку с маслом, потом очень трудно собрать обратно. Надо понять, какие санкции останутся и принять их как новые условия работы. Потому что самое сложное — неопределённость. Это самый большой риск для бизнеса. При том что с этим риском бизнесмены живут всегда. Не бывает в бизнесе, особенно в России, стопроцентной определённости. Но сегодня очень много и риски зашкаливают. Но на каждое действие можно придумать противодействие, какие-то механизмы, как минимизировать эти отрицательные явления.
Единственный верный сценарий сейчас — это гибкость бизнеса. И на это нужно направить все ресурсы, чтобы предприятие смогло адаптироваться к новой реальности.
Полную версию интервью вы можете найти на официальном сайте Калининград.Ru по активной ссылке здесь.